Статьи для обмотчиков
Обмотки могут быть однослойными и двухслойными.
Обмотки, в которых сторона катушки занимает весь паз, называются однослойными, а обмотки лежащие в пазах в два слоя – двухслойными.
При двухслойной обмотке сторона
катушки занимает по высоте только половину паза, т.е. в каждой паз закладывают две стороны катушки,
образуются два слоя обмотки.
Из сказанного следует,что при однослойной обмотке число катушек равно половинному числу пазов,
а при двуслойной-полному числу пазов.
ООсновными недостатками однослойных обмоток по сравнению с двухслойными являются:увеличенный (доходящий до 20%) расход меди;
ограниченные возможности построения схемы обмотки.
C укороченным шагом и с дробным q для наиболее распространенного вида однослойных обмоток-концентрических; более трудоемкая технология
изготовления катушек машин высокого напряжения и их монтажа в машине.
Перечисленные недостатки однослойных обмоток весьма существенны и сильно ограничивают их применение,в особенности для крупных машин высокого напряжения;
с другой стороны ,однослойные обмотки позволяют существенно повысить коэффициент заполнения паза медью за счет отсутствия значительного изоляционного слоя в середине паза.
Так, например , в двухслойных обмотках двигателей высокого напряжения высота этого слоя достигает 7-9 мм.
Двухслойными называются обмотки, у которых в пазу лежат стороны двух катушек и каждая катушка расположена в двух слоях: один слой обмотки укладывают на дно пазов, а другой располагают над ним. Лобовые части катушек также занимают два слоя и переход из слоя в слой осуществляется в головках катушек.
Главными преимуществами двухслойных обмоток перед однослойными являются: возможность выбора любого укорочения шага обмотки для улучшения характеристик двигателей и генераторов, непрерывная изоляция катушек и стержней при открытой форме паза и более совершенная технология изготовления элементов обмоток и укладки их в пазы. Поэтому двухслойные обмотки – самые распространенные в статорах машин переменного тока.